Мотивационная деятельность в менеджменте – особая среда, обогащенная стимулами и возможностями, в которой человек может не только помочь в достижении целей организации, но и удовлетворить собственные потребности.
Процесс мотивации основывается на четырех этапах. Первый из них – это возникновение определенных потребностей. Второй этап включает разработку стратегий, которые помогут удовлетворить потребности. Далее следует поэтапное выполнение определенных действий. Как завершающий этап – материальное или духовное вознаграждение.
Потребности, стимулы – как важная составляющая мотивации
Большую роль в мотивации играют потребности и стимулы. Выделяют три уровня достижения потребностей. Выживание – это самый первый уровень, который считается минимальным. Нормальный уровень – это возможность работника получать отдачу за свой труд. На последнем уровне роскоши — удовлетворение желаний и потребностей становится целью. К стимулам относят материальное вознаграждение за труд, самоутверждение, принуждение и моральное поощрение.
Существует очень много теорий мотиваций, которые делятся на содержательные и процессуальные. Если содержательные основываются на критериях потребностей и внешних факторах, то процессуальные — на поведении людей в зависимости от их воспитания и знаний. Процессуальные потребности – это то, что заставляет человек прикладывать усилия и достигать поставленных целей.
Критерии результативности
Оценить положение предприятия можно с помощью критериев результативности, которые показывают возможность сохранности текущего положения, выживания или развития. Все критерии можно оценить с помощью показателей, которые имеют определенные данные. На результативность организации оказывают влияние экономическое состояние, развитие рынка, наличие постоянных партнеров, оснащенность новыми технологиями и т.д.
На текущее положение предприятия огромное влияние оказывает индивидуальная результативность, которая указывает результат деятельности сотрудников определенных задач в соответствии с затратами, которые были выделены на них. Результативность в данном случае зависит от квалификации работника, его образования, мотивации, общего психологического положения в коллективе и индивидуальных особенностей.
Оценить результат совместной деятельности можно по групповой результативности. Правильная организация работы позволяет достичь намного большего результата, чем сложение возможностей каждого сотрудника.